слово собака и его лексическое значение

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

§ 1121. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

§ 1122. Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные. Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательн

Источник

Лексическое значение - это... Лексическое значение слов

Образование Языки Ав. Юлия Котова

Лексика – очень важная часть языковой науки. Изучает она слова и их значения. Не секрет: чем богаче языковой запас человека, тем красивее и образнее его речь. Больше всего новых слов можно почерпнуть, читая. Зачастую бывает, что в книге или журнале встречается новое слово, в таком случае поможет словарь лексических значений, еще он называется толковым. Самые распространенные – выпущенные В. И. Далем и С. И. Ожеговым. Именно им доверяет современная наука о языке.

Словарное богатство русского языка

Язык, в том числе и русский, – явление развивающееся. Появляются новые культуры, изобретения науки и техники, одна цивилизация сменяет другую. Конечно, все это отражается на языке. Какие-то слова появляются, какие-то исчезают. Именно лексика живо реагирует на эти изменения. Все это и составляет богатство языка. К. Паустовский дал весьма красочное объяснение совокупности слов, сказав, что каждому окружающему явлению или предмету найдется соответственное «хорошее» слово, а то и не одно.

Учеными доказано, что для понимания одним человеком другого достаточно иметь в запасе 4-5 тысяч слов, однако этого недостаточно для красивой, образной речи. Русский язык – один из самых красивых, поэтому пользоваться его богатством просто необходимо. Причем знания отдельных слов с их толкованиями недостаточно (для этого можно просто выучить словарь лексических значений). Гораздо важнее знать родственные по смыслу слова, их переносное значение, разбираться и употреблять антонимы, пользоваться омонимичными единицами.

Лексическое значение слова

Слово – важнейшая единица любого языка. Именно из них составляются сочетания и впоследствии предложения, которыми люди общаются между собой. Как отличить одно

Источник

Грамматическое значение слова и способы его образования

Образование Языки Ав. altair111

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется номинативной (назывной) функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его когнитивной функцией.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, лексическое значение слов "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическо

Источник

Главная

Буквы Н-НН в словах

В этом правиле объединены разные части речи, а условия написания букв совсем не похожи. Нужно внимание обращать и на морфемный состав слова, и на способ образования слова, и даже на его значение. А одних только исключений сколько! Поэтому будем учиться выбирать одну или две буквы "Н".

- если существительное образовано от прилагательного, имеющего НН, или от причастия: тумаНН-ость (туманный), избаловаНН-ость (избалованный).

- если существительное образовано от прилагательного, имеющего Н (в том числе и в словах исключениях): маслЕН-ица (маслЕНый), гостИН-ица (гостИНый), коноплЯН-ик (коноплЯНый), варЕН-ик (варЁНый), ветрЕН-ик (ветрЕНый), смышлЁН-ость (смышлЁНый);

- если существительное образовано от разносклоняемых существительных (на МЯ: имя, племя, семя и др.): имеННой, племеННой, семеННой;

Слова-исключения олений, свиной, бараний, сазаний, тюлений и др. пишутся с одной Н, так как они образованы от существительных с основой на Н (корень: олень, свинья, баран, сазан, тюлень и т.д.).

образовано от имени существительного или прилагательного, тогда оно называется именным или отымённым и очень отличается от того прилагательного, которое образовано от глагола несовершенного вида.

- если образовано с помощью суффиксов ЕНН, ОНН: торжество – торжествЕННый, революция – революциОННый, здоровый - здоровЕННый;

- если прилагательное образовано от существительных с помощью суффиксов  АН, ЯН, ИН: кожа – кожАНый, серебро -  серебрЯНый, муравей – муравьИНый;

приводимый в действие силой ветра (ветрЯНой двигатель, насос, ветрЯНая мельница), но распространяется быстро, как ветер (ветрЯНая оспа);

намазанный, пропитанный или запачканный маслом (маслЕНый блин, маслЕНая неделя, маслЕНые глаза, маслЕНый голос, маслЕНая бутыль);

действующий с помощью масла, разведенный на м

Источник

Научно-методическая работа

Школьное отделение

Коррекционное отделение

Наши специалисты

Ресурсный центр инклюз. и спец. образования

Балашова О.П. Программа коррекции ОНР первого уровня

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

шерсть щенка йорка в 2 месяца
Когда в нашем доме появляется щенок, маленький и беззащитный, он полностью зависит от нас. С первой минуты рождения очень важно следить за его питанием. Ведь от того, как будут питаться молоком матери новорожденные щенк

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном

Источник

Search, View and Navigation

Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

Словарная работа на уроках русского языка

Словарные слова - это одна из трудностей, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Проверить их родственными словами все невозможно. А память ребёнка часто недостаточно приспособлена к «простому запоминанию».

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы. П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе» сформулировал некоторые проблемы обучения непроверяемым написаниям, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени. В числе этих проблем можно назвать следующие:

• о необходимости определения количества и системы тренировочных упражнений на этапе закрепления для отдельных классов и отдельных учащихся.

когда появился значок собака
Добрый день, друзья. Сейчас в большинстве домов нашей страны есть компьютеры. Мы к ним так привыкли, что они становятся неотъемлемой частью дома. Многие люди без интернета не видят смысла своего существования.

Люди

Анализ приёмов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что всё её многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, делая акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. А ведь одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения. В связи с этим зачастую учащиеся механически заучивают орфограммы в таких словах, не соотнося графический образ слова с его смыслом. Отсюда и обилие речевых и грамматических ошибок. Далеко не все учащиеся в случае затруднения обращаются к словарям: орфографическому и тем более этимологическому. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития речи. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексик

Источник

Ранним весенним утром интеллигентный корреспондент Геннадий сидел на террасе с юннатами Инной и Сюзанной. Миллионы людей любят теннис и хоккей. В субботу Алла и Нонна писали программу по грамматике. Осенним днём по территории аллеи шла группа юннатов. Режиссёр поставил фильм о русском дрессировщике из Одессы.

Русский классик взял билет в кассе и приехал на пассажирском поезде «Россия» в город Одессу. Ранним весенним утром Анна, Эмма и Геннадии вместе с классом ходили на кросс. Римма и Инна в субботу сделали аккуратную аппликацию, а потом купались в бассейне и играли в теннис. Кирилл заболел гриппом, потерял аппетит, и Нонна ему поставила компресс.

Вчера наш класс с Анной Геннадьевной ходил на экскурсию в лес. Красив осенний лес. Деревья стоят зелёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листья. Сегодня ребята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем рассказ об осени по иллюстрациям без грамматических ошибок. Мы любим уроки русского языка.

Радостный Серёжа свистнул грустному щенку. Поздним вечером стояла ненастная погода. Человека охватило радостное чувство, когда он посмотрел на звёздное небо. Местные старожилы рассказали об опасностях окрестных лесов. Несчастный бессловесный крепостной крестьянин напрасно честно работал на властного и злостного барина.

Конец ноября — самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с лёгким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру.

Стоят ненастные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льет осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. И мокрыми, и грустными стали сады, поля и леса. В тёплые норки забились зверьки. Не слышно жужжан

Источник